Закон о рекламе строго регламентирует массовые рассылки СМС и его нарушение грозит компании штрафом до 500 тысяч рублей. Рассказываем, как не допустить ошибок и корректно проинформировать клиентов
Свыше 16 000 заявлений о нарушении рекламного законодательства было рассмотрено в России в 2020 году. Пятая часть из них пришлась на мобильную рекламу.
Такова печальная статистика по компаниям, которые не спрашивают разрешения у пользователей на отправку им рекламных сообщений. Разбираемся, как не стать ее частью, организуя массовую СМС-рассылку.
Что говорится в законе о рекламе и чем чревато его несоблюдение
Современный человек окружен рекламой. Она нас преследует везде: на ТВ, по радио, на сайтах, в мобильных приложениях, в WhatsApp, Viber и СМС. На показ рекламы по телевизору или в интернете нам не нужно спрашивать разрешение клиента — в этих случаях пользователь сам решает, какие каналы включать и странички открывать. Рассылка адресных сообщений – это уже своеобразное вторжение в личное пространство человека. Поступая так, мы рискуем получить не только негатив со стороны потенциального покупателя, но и внушительный штраф, который может сильно ударить по бюджету фирмы:
- от 4 000 до 20 000 руб. для должностных лиц и ИП;
- от 100 000 до 500 000 руб. для юридических лиц.
Причем, чтобы ФАС вынес штраф компании, пользователю достаточно отправить им скриншот полученного рекламного СМС.
Более того, весьма вероятно, что штрафу будут предшествовать неприятные судебные разбирательства. А за ним последует ухудшение репутации фирмы, что может негативно сказаться на последующей работе с партнерами и подрядчиками.
Практика показывает, что можно получить штраф за каждый доказанный эпизод незаконной рассылки. И механизмы регулирования рекламного рынка становятся все более совершенными. Это приводит к окультуриванию сферы, что позволяет клиентам получать меньше спама, а компаниям – меньше негатива в свой адрес.
Какие условия необходимо соблюдать, чтобы не нарушить закон о рекламе
При отправке рекламных и других СМС-сообщений клиентам, компании должны соблюдать два важнейших условия:
- Необходимо иметь согласие пользователя на получение от компании сообщений.
- Текст сообщения не должен рекламировать запрещенные к рекламе товары.
Получение согласия
Согласие на отправку рекламных сообщений лучше получать вместе с контактами клиента. Если он заполняет бумажную анкету , то в ней должна быть строка с сообщением типа «Даю согласие на получение рекламной рассылки по СМС» или это может быть отдельная анкета о согласии на получение СМС.
В случае с онлайн-формами достаточно будет сделать поле с галочкой, где прописано, что, нажимая кнопку, пользователь дает согласие на получение рассылок. Также на сайте должны быть ссылки на политику конфиденциальности и правила обработки персональных данных.
На первый взгляд кажется, что это мелочь. Но именно она способна уберечь вас от непомерно высоких штрафов. Также не забывайте, что сотрудники контролирующих ведомств периодически проводят проверки. И, если в вашей форме будет отсутствовать согласие на получение сообщений, а сотрудник органов ее заполнит и получит от вас СМС, это может привести к законному штрафу.
Стоит отметить, что рассылка сообщений по купленной базе номеров также является незаконной, так как согласие пользователей на получение СМС не получено.
Что нельзя рекламировать в СМС
Закон о рекламе защищает не только население в целом, но и отдельные категории граждан — например, несовершеннолетних. По этой причине запрещена реклама алкоголя, так как его нельзя продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет. С полным же списком запрещенных к рекламе в СМС товаров и услуг можно ознакомиться ниже:
- Финансовые пирамиды.
- Услуги и готовые поддельные документы (лицензии, свидетельства, дипломы).
- Услуги сексуального характера (эротический массаж, секс по телефону, эскорт-услуги).
- Сайты для взрослых (18+).
- Пропаганда насилия.
- Наркотические и запрещенные вещества.
- Оружие и боеприпасы.
- Азартные игры (казино, тотализаторы, игровые автоматы, игра на деньги).
- Действия, связанные с приобретением или продажей орденов и медалей.
- Интимные товары.
- Алкоголь.
- Табачная продукция.
- Платежные системы.
- Платежные сервисы операторов.
- Электронные деньги.
Как видно из списка, не все то, что запрещено рекламировать, нельзя продавать. Тем не менее, товары со статусом «18+», а также потенциально мошеннические услуги (финансовые пирамиды) к рекламе недопустимы.
За рассылку сообщений с рекламой этих товаров даже при условии получения согласия пользователя также можно получить штраф, сумма которого обозначена в начале статьи.
Как проверяются СМС-сообщения перед отправкой
Сервисы СМС-рассылки работают только в рамках закона и стараются делать все, чтобы клиент не нарушил его. Потому перед отправкой сообщение проходит через спам-фильтры и проверяется по отработанным алгоритмам. Их цель – выявить в тексте подозрительные слова и фразы.
Если они обнаружены в тексте, сообщение отправляется на ручную проверку модератором, который уже принимает окончательное решение – запускать рассылку или вернуть СМС на доработку заказчиком.
Если же заказчик считает, что сообщение не нарушает закон, он всегда может обратиться в техподдержку и решить этот вопрос.
Важно помнить: сервис СМС-сообщений не может проверить законность получения базы номеров – только получить подтверждение наличия у клиента согласия абонентов. А потому финальная ответственность за соблюдение закона полностью лежит на клиенте.
Заключение
«Закон о рекламе» создан не для того, чтобы стращать законопослушных рекламодателей. Он действительно работает и алгоритмы отслеживания нарушений в этой сфере с каждым годом становятся все более совершенными.
Поэтому, чтобы не нарваться на крупные штрафы при планировании СМС-рассылок, соблюдайте эти несложные правила:
- Не рассылайте сообщения по базе номеров клиентов, у которых вы не получали согласие на рассылку (исключение составляют рекламные сообщения, отправляемые через мобильных операторов – там они сами уже получили от пользователей согласие на рассылку и юридически отправляют сообщения они, а не вы).
- Не упоминайте в СМС товары и услуги, запрещенные к рекламе.
Соблюдение этих простых правил убережет ваш бизнес от штрафов и потери деловой репутации.
Последние комментарии
Здравствуйте! Да, ip-адреса, с которых будет происходить подключение необходимо добавить в личном кабинете, меню Настройки - Настройки доступа https://smsc.ru/ips/ , после добавления ip-адреса также будет сгенерирован единый пароль для SMPP протокола, который в дальнейшем можно изменить. Если ip-адрес динамический, то можно добавить его подсеть (IP/Mask) или обратиться в Онлайн поддержку на сайте для решения этой проблемы. Приведенные настройки kannel, по вышеуказанной ссылке, являются примерными для наиболее популярных программ работающих по SMPP-протоколу. Для тестирования необходимо зарегистрироваться в нашем сервисе и далее можно включить режим виртуальной отправки, при котором не списываются деньги за отправленные сообщения, а все сообщения будут иметь конечный статус "Доставлено", но в процессе отправки сообщения будут проходить все стадии обработки.
Что такое SMS-шлюзЗдравствуйте! Подскажите, как управляться с smpp протоколом, в документации https://smsc.ru/api/smpp/#menu есть такие строки "Пример настроек для подключения (формат kannel): " Прошу Вас подробнее открыть, в понятной форме и для начинающего программиста или рядовому пользователя, который сильно не против на практике протестировать заявленные преимущества протокола. Обязательно ли добавить IP-адреса, с которых будете выполнять подключение, Как быть при условии динамическог IP ? Обязательно ли настройки kannel ? И как это можно проверить в тестировочных целях?
Что такое SMS-шлюзДа, согласие нужно получать, т.к сообщение о статусе заказа относится к информационным sms.
Как получить согласие абонента на СМС-рассылку